Полезная информация для
ознакомления.
Для родителей.
Развитие воли.
Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и
неуверенных,
с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими трудностями. От
них часто слышишь: «Я не умею», «Я не хочу», «Я не знаю как» и т.п.
Особенно
чуткого отношения требуют от родителей
такие дети. Если вовремя не принять необходимых мер, эти черты в
дальнейшем разовьются в отрицательные качества, характерные для безвольных
людей.
О том, как воспитывать волю ребёнка, должны знать и родители
и бабушки с дедушками.
Почему волю нужно воспитывать с раннего
детства?
Почему волевые черты характера следует воспитывать с раннего
возраста и как это нужно делать?
Если с детства не приучать маленьких детей к выполнению
несложных заданий, не настаивать на
доведения любого дела до конца!!!, не
приучать их сдерживать некоторые желания!!!, то в дальнейшем им трудно будет
приучить себя
к труду и учению.
До сих пор
матери, которые всю свою любовь к ребёнку выражают в беспрекословном выполнении
его желаний, не предъявляют ему никаких самостоятельных заданий, поручений, не
осознают проблемы воспитания воли.
И вырастают
дети несамостоятельные, не умеющие ни преодолевать трудности, ни сдерживать
свои порывы. Перевоспитывать подросшего ребёнка значительно труднее, чем
правильно воспитывать его с раннего детства.
Значение твердого режима для воспитания
воли.
С чего начать? Прежде всего, в каждой семье должен быть
установлен порядок жизни ребёнка. Он должен в определенное время ложиться спать,
вставать, есть, гулять, играть и выполнять маленькие задания, которые поручают
ему родители. Точное выполнение режима
приучает к порядку, повышает дисциплину, организовывает и дает возможность
активизировать и прививать хорошие привычки.
Всё это -
основа развития и
воспитания воли.
Влиять на ребёнка нужно не от случая к случаю, а
систематически и всегда в одном направлении.
Если вы раз нарушите порядок и
сделаете поблажку, то работа мысли ребёнка сразу расшатает его волю. Он
почувствует, что можно и ещё раз, и потом, и как нибудь. И вот уже вы не
обращаете внимания на этот режим дня, а
так хотелось видеть ребёнка организованным и дисциплинированным.
Воспитание самостоятельности – необходимое
условие развития воли.
Здоровый ребёнок
стремится двигаться, все сделать сам.
Нет сомнения, что самостоятельность
доставляет детям огромное удовольствие. Стремление с ней говорит о том, что уже
в самом раннем возрасте у ребёнка появляются свои желания, свои цели, к которым он стремится. К таким стремлениям следует относиться с
уважением, не заглушать их, создавать условия для их успешной реализации.
Однако эту самостоятельность нельзя смешивать с озорством, которое проявляется
у детей, если не руководить их воспитанием.
Родители
должны заботиться о том, чтобы разумно организовать самостоятельность ребёнка.
Давать ему различные поручения, следить за выполнением любого начатого дела до
конца.
Бывают ситуации,
когда ребёнку трудно справиться самому.
Тогда родители могут оказать небольшую помощь и пройти все вместе до
конца. Это научит ребёнка делать
некоторую работу в коллективе.
Развивайте у ребёнка умение удерживать
себя от неразумных желаний и поступков.
Для ребёнка легче сделать то,
что он хочет, чем удержать себя от выполнения возникшего желания. Чаще всего
ребёнок поступает так потому. Что у него ещё не развита «задерживающая воля».
Но если не приучать его отказываться от некоторых желаний, то в будущем он
будет систематически нарушать правила и требования жизни, что приводит к
тяжелым последствиям.
Поэтому с
малых лет следует вселять в сознание ребёнка мысль о том, что он тоже имеет обязанности и вместе с тем ему многое нельзя. «Нельзя» ограждает жизнь ребёнка от опасных и
вредных поступков. В этих случаях за «нельзя» должно следовать пояснение: «нельзя» отнимать книжку у товарища –
книжка не твоя и ты можешь только спросить посмотреть; «нельзя» ходить в
грязной обуви – твоя обувь запачкает пол и надо будет его мыть ещё раз, и т.д. Пояснения должны быть краткими, спокойными и
требовательными. Только те запрещения,
которые понятны и убедительны для ребёнка, способствуют развитию у него черты сознательного удержания
себя от плохих поступков!!! Только
при длительном и настойчивом влиянии на ребёнка элементы сознательной
сдержанности будут проявляться все чаще и перейдут в хорошую постоянную черту
характера!!!
Дети в состоянии объяснить свои поступки,
пользуясь теми нравственными категориями и социальными формами, которые
усваивают в семье. Возникает личностная и нравственная саморегуляция,
нравственно-моральные нормы поведения приобретают устойчивость. Они начинают
понимать переживания других, проявлять заботу, взаимопомощь, адекватно
реагировать на удачи и неудачи. Чувства и эмоции становятся осознанными, разумными
и произвольными. Все это может говорить только о правильном воспитании воли и силы
воли.
Чрезмерная активность
В данном тексте речь пойдет не о синдроме гиперактивности и дефицита
внимания (СДВГ), а о шустрых, шумных, юрких детях.(Использование в тексте
термина гиперактивный указывает на чрезмерную активность и непоседливость
ребенка).
Основными проявлениями гиперактивности у детей являются
дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность.
Поведение ребенка проявляется повышенной возбудимостью,
непоседливостью, разбросанностью, расторможенностью, отсутствием сдерживающих
начал, чувством вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они
“без тормозов”.
Поскольку своевременно не сднржанная гиперактивность в
дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления
неадекватного поведения, нужно обращать особое внимание на детей раннего
возраста, демонстрирующих подобные признаки.
Активному и сверхактивному ребенку, как и любому другому
ребенку необходимо сбалансированное питание, и (только по рекомендации
врача-терапевта) витаминотерапия.
В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует
использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за
интересами ребенка.
Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной,
крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может
следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент,
что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый
делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился
взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно
описывая детали предмета.
Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при
воспитании гиперактивного ребенка являются: - недостаток эмоционального
внимания;
- недостаток
твердости и контроля в воспитании;
- неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный
контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей
степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают
чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети
до минимума свою гиперактивность” - В. Оклендер.
Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в
рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают
границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты,
вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе
с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы
удовлетворения его потребностей. Например: “Выливать воду на пол нельзя, но
если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз”.
Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и
упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом
своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль.
Например, родители вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему,
лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, “борются”.
Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии,
вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний
и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия
со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь
в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким,
какой он есть.
Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и
что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к
обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться
сдерживать бесконечный поток замечаний.
Для этого родители и другие близкие люди, которые живут
вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны
ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний
можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению
деструктивного поведения ребенка.
Многие родители жалуются, что их дети – “с мотором”,
никогда не устают, чем бы они не занимались. Однако это не так: излишняя
активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут
быть проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому необходимо строить
распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать
этот распорядок дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен
ложиться спать в строго определенное время, как можно меньше смотреть
телевизор, особенно перед сном. Поскольку гиперактивный ребенок обычно спит
мало и беспокойно, желательно вечером перед сном погулять с ним, или заняться
чем-то спокойным.
В целях безопасности ребенка родители должны установить
определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и
кратко сформулированы.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет
должен содержать не более 10 слов.
Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут
долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо
предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об
обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.
Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое
поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным,
неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки
родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять
реплики.
Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают
родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима
уверенность в безусловной родительской любви и принятии!!!
Рекомендации.
Первая группа рекомендаций
относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
·
Необходимо стараться
по возможности сдерживать свои бурные аффекты, вызванные поведением ребенка.
Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного
поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывать в себе интерес к
тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
·
Избегать
категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут
создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Стараться реже грубо
говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше
попробовать переключить внимание малыша, а если удастся, сказать фразы на
запрет четко, но мягко, спокойным, уверенным тоном голоса, или даже с юмором.
·
Следить за своей
речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются
контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать
его.
Вторая группа рекомендаций
касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
·
Если есть
возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий,
игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении
желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем
окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок
сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
·
Организация всей
жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним
составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и
упорство.
·
Определить для
ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и
контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже
если результаты далеки от совершенства.
Третья группа рекомендаций
направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие
способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться
эмоционально.
И здесь совершенно
незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и
понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в
интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои
действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
Главное. Нужно
постараться, чтобы обстановка дома была спокойной. Очень важно правильно
организовать режим дня. У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход
его гиперактивности. Хороши занятия спортом.
Комментарии
Отправить комментарий