К основному контенту
Вредные привычки детей.
Как избавиться от привычки?

У каждого из нас есть привычки. Поскольку детки очень подвержены влиянию, они легко заражаются привычками окружающих, у них быстро формируются определенные стереотипы поведения.

Очень часто взрослые, сами того не замечая навязывают детям то или иное поведение, в том числе и плохие привычки. Так что если взрослый хочет избавить ребенка от той или иной «вредной привычки», то необходимо обязательно задать себе два вопроса:
·                     Кто-либо из окружения ребенка страдает той же дурной привычкой (мама, папа, дедушка, бабушка, няня, то есть, речь идет о человеке, который часто контактирует с ребенком и участвует в воспитательном процессе)?
·                     И собственно, действительно ли привычка вредная?
Привычка – это периодически повторяющееся неосознанное действие, которое имеет свою причину и выполняет определенную роль.
Второй вопрос даже намного важнее первого. То есть привычка может быть «вредной» только по лично вашему мнению. И из этого второго вопроса вытекает следующее:
>>> Действительно ли нужно отучать ребенка от некой привычки? Так ли необходимо вмешиваться?
Привычка для ребенка может быть способом расслабиться, снять напряжение, спрятаться от взрослых (например, если те его ругают) в своем собственном мире, убежать от давления и требований…. Прибегая к привычкам, ребенок неосознанно стремиться избежать отрицательных эмоций, неудовлетворенности, чувства страха, неуверенности в себе, тревоги. А если вы у него отнимите это? Не факт, что на смену придет что-то лучшее, чем было. Ну так может взглянуть на все по философски: ну и пусть у ребенка она будет? В конце концов, большинство привычек, вредных и не очень, со временем исчезают, как бы «изживают» себя.
Как избавить ребенка от вредной привычки? 
А это необходимо, только в случае, если привычка вредит здоровью, либо влечет за собой неприятные социальные последствия, например, сверстники высмеивают вашего ребенка, не хотят с ним играть и т.п. 

Первое. Устранить первопричину.  Понаблюдайте, проясните моменты, когда ребенок начинает теребить волосы, грызть ногти или скрежетать зубами. Он в этот момент устал, ему стало скучно, а может он злится или чем-то расстроен? Возможно, понадобится вести некоторое время записи, чтобы понять что служит «пусковым механизмом» той или иной привычки. И когда вы нащупаете этот «пусковой механизм», то вам нужно постараться направить жизнь ребенка в другое русло. Чтобы было наглядней, лучше объяснить на примерах. Допустим, шестилетний ребенок сосет палец во время просмотра телевизора, то стоит заменить даже любимые мультсериалы и передачи на прогулки,  игры, или лепку из пластилина и т.п.
 Второе. Когда вы решаете, что с привычкой надо бороться, то не акцентируйте на этом много внимания. То есть многие родители наступают на грабли, тем, что постоянно делают замечания ребенку: не грызи ногти – это плохо, некрасиво, что в «культурном обществе» так не приято делать, порицают, ругают, выходят из себя. Жалуются об этом свои подругам, рассказывают в семье  и все это ребенок наблюдает.  То есть придают слишком большое значение и уделяют много внимания, а этого делать ни в коем случае не стоит, потому что, заостряя внимание ребенка на этом «вредном моменте», вы привычку только укорените.
Третье. Привлеките ребенка в союзники.  Боритесь с вредной привычкой сообща с вашим ребенком. Поговорите со своим чадом о том, почему стоит избавиться от этой привычки, а так же обсудите, что именно вы можете сделать вместе, чтобы искоренить вредную привычку.  Поощряйте ребенка в процессе «избавления».
Четвертое. Помогите ребенку расслабиться и предложите замену. Попробуйте нащупать тот стрессовый фактор, как в пункте 1, и предложить замену. Например, когда ребенок захочет погрызть ногти, можно предложить ему засунуть руки в карман, где предварительно будет лежать какой шарик, который он может повертеть в руках. В общем, в силу того, что в каждом отдельном случае, родитель все-таки знает своего ребенка лучше, то  и «нащупать» эту замену не составит родителю труда.

Ошибки родителей
К наиболее распространенным ошибкам родителей, которые хотят отучить ребенка от вредной привычки, относятся наказания и игнорирование. Наказания влекут за собой патологизацию привычки, так как наносят дополнительную травму ребенку, который будет искать утешения в привычках. Таким образом, привычка становится навязчивой. Нередко, жесткие меры родителей приводят к тому, что одна плохая привычка заменяет другую. К примеру, перестав ковырять в носу, ребенок начинает кусать ногти. Игнорирование также усугубляет проблему. Ведь ребенок еще не знает что хорошо, а что плохо. Так что нужно спокойно, а при надобности, даже несколько раз объяснять малышу, почему так делать не стоит.
Следующие практические рекомендации помогут сделать избавление от привычки более эффективным и действенным:
- Никогда не стоит стыдить малыша за неудачу, подгонять.
- Перед сном рекомендуется включать тихую спокойную ритмичную музыку.
- Довольно эффективный результат дает увлечение ребенка какой-то новой деятельностью. Это может быть рисование, лепка, и другие виды детского творчества.
- Также для ребенка очень важными являются тактильные ощущения. Стоит чаще брать его на руки, делать массаж и обнимать.
- В момент, когда ребенок вновь занялся своей привычкой, необходимо просто ненавязчиво отвлечь его внимание чем-то более полезным и интересным.

- И самое главное, стоит основательно запастись терпением и любовью, а уверенность в своих силах поможет преодолеть все трудности и неудачи, которые встречаются на нелегком пути воспитания.


Педагог-психолог Гавеля Екатерина Валерьевна

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"МЫ ВАС ЖДЕМ, ТОВАРИЩ, ПТИЦА, ОТЧЕГО ВАМ НЕ ЛЕТИТСЯ?"

1 апреля отмечается Международный день птиц.     В большей части публикаций, приуроченных к празднованию Международного Дня птиц, сообщается, что праздник отмечается с 1906 года, когда 1 апреля была принята некая "Международная конвенция по охране птиц", ратифицированная Россией в 1927 году.     Между тем в 1906 году никакой конвенции не принималось, зато есть "Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве", принятая 19 марта 1902 года и вступившая в силу 12 декабря 1905 года, которую позднее для большей части государств-участников заменила 18 октября 1950 года "Международная конвенция по охране птиц".

Наши законы

- Закон “ноль-ноль” (закон точности). - Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность). -    Закон земли (охрана природы). -    Закон поднятой руки (внимание, прошу слова).  -    Закон рука об руку (все делать вместе, сообща).  -    Закон доброго отношения.  -    Закон здорового образа жизни.  -    Закон свободы слова.  -    Закон уважения личности человека,чужого труда, чужого мнения.
      В филиале МАОУ СОШ№24 торжественно открыли Музей  башкирского и татарского народов.  В 2006 году с предложением создания класса с изучением башкирского языка и национальной культуры в школу №29 обратились представители Курултая башкир Челябинской области. Администрация школы и педколлектив с энтузиазмом поддержали данную идею. В 2011 году в филиале школы №24 открыт зал национальной борьбы «Куреш». Результатом взаимного сотрудничества обучающихся, родителей,  педагогов  и социальных партнеров по сохранению культурного наследия стал  музей истории татарского и башкирского народов.  На торжественном открытии Музея истории башкирского и татарского народов    присутствовали     известные гости: глава Администрации Металлургического района -    Петров Д.В., начальник Управления образования Металлургического     района города Челябинска – Сычева А.А., Муфтий Челябинской и Курганской областей – Р. Раев.