К основному контенту
Вредные привычки детей.
Как избавиться от привычки?

У каждого из нас есть привычки. Поскольку детки очень подвержены влиянию, они легко заражаются привычками окружающих, у них быстро формируются определенные стереотипы поведения.

Очень часто взрослые, сами того не замечая навязывают детям то или иное поведение, в том числе и плохие привычки. Так что если взрослый хочет избавить ребенка от той или иной «вредной привычки», то необходимо обязательно задать себе два вопроса:
·                     Кто-либо из окружения ребенка страдает той же дурной привычкой (мама, папа, дедушка, бабушка, няня, то есть, речь идет о человеке, который часто контактирует с ребенком и участвует в воспитательном процессе)?
·                     И собственно, действительно ли привычка вредная?
Привычка – это периодически повторяющееся неосознанное действие, которое имеет свою причину и выполняет определенную роль.
Второй вопрос даже намного важнее первого. То есть привычка может быть «вредной» только по лично вашему мнению. И из этого второго вопроса вытекает следующее:
>>> Действительно ли нужно отучать ребенка от некой привычки? Так ли необходимо вмешиваться?
Привычка для ребенка может быть способом расслабиться, снять напряжение, спрятаться от взрослых (например, если те его ругают) в своем собственном мире, убежать от давления и требований…. Прибегая к привычкам, ребенок неосознанно стремиться избежать отрицательных эмоций, неудовлетворенности, чувства страха, неуверенности в себе, тревоги. А если вы у него отнимите это? Не факт, что на смену придет что-то лучшее, чем было. Ну так может взглянуть на все по философски: ну и пусть у ребенка она будет? В конце концов, большинство привычек, вредных и не очень, со временем исчезают, как бы «изживают» себя.
Как избавить ребенка от вредной привычки? 
А это необходимо, только в случае, если привычка вредит здоровью, либо влечет за собой неприятные социальные последствия, например, сверстники высмеивают вашего ребенка, не хотят с ним играть и т.п. 

Первое. Устранить первопричину.  Понаблюдайте, проясните моменты, когда ребенок начинает теребить волосы, грызть ногти или скрежетать зубами. Он в этот момент устал, ему стало скучно, а может он злится или чем-то расстроен? Возможно, понадобится вести некоторое время записи, чтобы понять что служит «пусковым механизмом» той или иной привычки. И когда вы нащупаете этот «пусковой механизм», то вам нужно постараться направить жизнь ребенка в другое русло. Чтобы было наглядней, лучше объяснить на примерах. Допустим, шестилетний ребенок сосет палец во время просмотра телевизора, то стоит заменить даже любимые мультсериалы и передачи на прогулки,  игры, или лепку из пластилина и т.п.
 Второе. Когда вы решаете, что с привычкой надо бороться, то не акцентируйте на этом много внимания. То есть многие родители наступают на грабли, тем, что постоянно делают замечания ребенку: не грызи ногти – это плохо, некрасиво, что в «культурном обществе» так не приято делать, порицают, ругают, выходят из себя. Жалуются об этом свои подругам, рассказывают в семье  и все это ребенок наблюдает.  То есть придают слишком большое значение и уделяют много внимания, а этого делать ни в коем случае не стоит, потому что, заостряя внимание ребенка на этом «вредном моменте», вы привычку только укорените.
Третье. Привлеките ребенка в союзники.  Боритесь с вредной привычкой сообща с вашим ребенком. Поговорите со своим чадом о том, почему стоит избавиться от этой привычки, а так же обсудите, что именно вы можете сделать вместе, чтобы искоренить вредную привычку.  Поощряйте ребенка в процессе «избавления».
Четвертое. Помогите ребенку расслабиться и предложите замену. Попробуйте нащупать тот стрессовый фактор, как в пункте 1, и предложить замену. Например, когда ребенок захочет погрызть ногти, можно предложить ему засунуть руки в карман, где предварительно будет лежать какой шарик, который он может повертеть в руках. В общем, в силу того, что в каждом отдельном случае, родитель все-таки знает своего ребенка лучше, то  и «нащупать» эту замену не составит родителю труда.

Ошибки родителей
К наиболее распространенным ошибкам родителей, которые хотят отучить ребенка от вредной привычки, относятся наказания и игнорирование. Наказания влекут за собой патологизацию привычки, так как наносят дополнительную травму ребенку, который будет искать утешения в привычках. Таким образом, привычка становится навязчивой. Нередко, жесткие меры родителей приводят к тому, что одна плохая привычка заменяет другую. К примеру, перестав ковырять в носу, ребенок начинает кусать ногти. Игнорирование также усугубляет проблему. Ведь ребенок еще не знает что хорошо, а что плохо. Так что нужно спокойно, а при надобности, даже несколько раз объяснять малышу, почему так делать не стоит.
Следующие практические рекомендации помогут сделать избавление от привычки более эффективным и действенным:
- Никогда не стоит стыдить малыша за неудачу, подгонять.
- Перед сном рекомендуется включать тихую спокойную ритмичную музыку.
- Довольно эффективный результат дает увлечение ребенка какой-то новой деятельностью. Это может быть рисование, лепка, и другие виды детского творчества.
- Также для ребенка очень важными являются тактильные ощущения. Стоит чаще брать его на руки, делать массаж и обнимать.
- В момент, когда ребенок вновь занялся своей привычкой, необходимо просто ненавязчиво отвлечь его внимание чем-то более полезным и интересным.

- И самое главное, стоит основательно запастись терпением и любовью, а уверенность в своих силах поможет преодолеть все трудности и неудачи, которые встречаются на нелегком пути воспитания.


Педагог-психолог Гавеля Екатерина Валерьевна

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Прошло торжественное открытие зала по борьбе на поясах «Курэш»

3 февраля 2012 года в 13.00 часов в филиале МАОУ СОШ № 24 прошло торжественное открытие зала по борьбе на поясах  «Курэш» 3 февраля 2012 года этот древний вид спорта добрался и до города Челябинска. В спортзале филиала школы № 24 собрались почти все ученики во главе с директором Натальей Николаевной Боричевой, руководителем филиала Разиной Абиновной Карвонен и учителями. На полу в спортивном зале расстелены маты, играет национальная татаро-башкирская музыка.
Наталья Николаевна представляет гостей, которые приглашены на открытие зала, это:  Сычева Алла Айзековна - начальник Управления образования Металлургического района Администрации города ЧелябинскаКолесникова Елена Рафиковнапредседатель исполкома областногоКонгресса татар, генеральный директорсети аптек «Классика»
На протяжении многих десятилетий День Победы является самым святым праздником для всех граждан нашей страны. В этот день народ нашей страны окончательно победил фашистскую Германию в Великой Отечественной войне. В предместье Берлина 9 мая 1945 года был подписан акт о полной капитуляции вермахта. Первый День Победы праздновался так, как ни один из праздников в современной истории. Дорого далась эта победа нашему народу, погибли более 20 миллионов человек на этой страшной войне, в каждой семье есть о ком вспомнить… 
Как дань памяти героизму советского народа 9 мая в День Победы ежегодно в центре страны на Красной площади и во всех крупных городах проходят парады и праздничные шествия, в этот день встречаются фронтовики, ветераны трудового фронта, возлагаются венки к памятникам, сверкает праздничный салют. Память об этой великой победе будет вечно передаваться из поколения в поколение.
Учащиеся 1 «Б» класса работали над проектом: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках»