Рекомендации психолога
В семье совершается сложный и важный процесс становления
личности человека во всех направлениях: физическом,
трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только
закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через
последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям,
что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и
воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего
мира.
В отличие от других воспитательных институтов семья
способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани
человека на протяжении всей его жизни. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о
правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются
жизненные планы и идеалы человека.
В настоящее время Россия переживает один из непростых
исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество
сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в
разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными,
поэтому у детей искажены представления о
доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности
и жестокости в обществе. Детей
отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается
разрушение института семьи: через т. н. «половое просвещение» у детей
формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания
духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой
деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в
дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и
образцов поведения на основе подражания.
Уникальность детско-родительского взаимодействия
обусловлена особой значимостью родных людей в жизни ребёнка. Взрослыми
создаётся определённая атмосфера взаимодействия, где с первых дней жизни
ребёнка происходит становление его личности. Принятие и любовь со стороны
родителей порождают в ребёнке чувство безопасности и способствуют гармоничному
развитию личности, а явное отвержение ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей
малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная;
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское
общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и
правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание
родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание,
целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира,
экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский
характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности
традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных
культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир
человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа,
планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и
народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Поощряя ребёнка даже за незначительную помощь, подчёркивая
его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают
положительные эмоции у ребёнка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждая
социально необходимые качества личности.
1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за
помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу
ребёнка. Для воспитания красотой родители и воспитатели должны создавать
условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических
переживаний и других нравственных чувств;
2) воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на
нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в
котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно
кому-то нужны;
3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к
отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо
читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и
поучительные характеры;
4) чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:
- активно «слушать» его переживания и потребности,
- безусловно
принимать ребёнка,
- проводить время вместе (читать, играть, заниматься),
- не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,
- помогать, когда просит,
- поддерживать успехи,
- делиться своими чувствами (значит доверять),
- конструктивно разрешать конфликты,
- использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:
«Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай
(посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у
нас есть. Ты мой хороший…»,
- обнимать ребёнка как можно чаще;
5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет
атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности.
Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и
участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но
главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в
совместной с ними деятельности.
Комментарии
Отправить комментарий