Рекомендации психолога
Как подготовиться к экзаменамҘ
Организовать время
для подготовки. Нужно определиться для себя – а сколько часов в день
работоспособного времени у меня есть? Это может быть всего лишь час утром, Но и
за это время можно много выучить, если использовать это время на те цели,
которые вы себе поставили. Планомерная подготовка – гораздо эффективнее
авраловой, хотя авраловая все равно нужно – перед самым экзаменом. Поэтому если
в обычные будние дни нужно выделить себе «окошки», когда вы можете учить, а
непосредственно перед „deadline“ – пару недель (дней), когда вы полностью
можете посвятить себя учебе. Можно выделить, например, две недели до экзамена
очень важно не только организовать время для подготовки, но и обеспечить себе возможность для
концентрации.
Наши ум и эмоции –
сложная система, которая постоянно ищет возможность свернуть куда-нибудь на
путь полегче и поинтереснее. Нет прогресса без напряжения и концентрации. Если
бы не было экзаменов, мне кажется, человечество не стояло бы на нынешней
ступени развития. Экзамены заставляют нас делать то, что сложно и не
всегда интересно. Они дисциплинируют нас и тренируют силу воли. И все же
хочется облегчить себе участь. Как? Конечно, не создавая себе лишних соблазнов.
Если приходит время подготовки к экзамену, нужно выключить компьютер, телефон и
учить. Можно куда-нибудь уехать, отгородить на время себя от мира, чтобы сдать
экзамен и вернуться к нему. Кому-то легче учить в библиотеке, кому-то в
одиночестве дома. Изоляция помогает отгородить себя от возможных негативных
эмоций, которые очень плохо влияют на обучение. Лучше всего учить в
одиночестве, а отдыхать от учебы – в кругу людей. Отдыхать нужно обязательно!
Причем отдыхать умно.
Умно отдыхать. Учить 24 часа в сутки не может никто. Для
запоминания это неэффективно. Наоборот, для запоминания полезно спать и
отвлекаться. Отвлекаться – это значит заниматься чем-то, что полностью
переключает вашу голову от обучения. Чтобы не терять время, лучше всего в
свободное от «зубрежки» время нагружать тело физическими упражнениями,
прогулками на свежем воздухе и здоровым питанием. Очень важно обращать внимание
не только на тело, но и на эмоции, так как «заставлять себя учить» — это
негативная эмоция. Нейтрализовать ее можно удовольствием, которое испытываешь
от новых знаний (вспоминайте об этом время от времени), а также другими
позитивными эмоциями (смотреть юмористические передачи, слушать музыку, играть
с детьми – кому, что доставляет удовольствие). Главное во время отдыха,
повторяю, полностью переключиться с умственной деятельности на телесную,
эмоциональную или духовную.
А вот еще одна очень полезная фишка из этого направления
повышения личной эффективности – использовать биоритмы.
Использовать для обучения наиболее продуктивное время
суток. Здесь нужно знать свои биоритмы. Если вы жаворонок, то лучшее время
учить – это после ночного сна до обеда. Если вы сова, то – это вечернее и
ночное время. Ученые доказали, что очень хорошо учить после сна. Обычно в это
время мозг позволяет хорошо концентрироваться на том, что читаешь. Поэтому
лучше немного поспать после обеда. Помните цитату Черчилля: «У того, кто спит
днем, не один рабочий день, а два!». Одна проблема днем — трудно сразу уснуть,
мысли крутятся, в этом случае очень помогают релаксации. За то время, пока
не сплю, под голос диктора расслабляюсь и потом очень быстро засыпаю.
Нужно составить себе четкое представление о том, что
нужно учить. Нет ничего более неэффективного, чем учить то, о чем никто не
собирается спрашивать на экзамене. Здесь, конечно, помогают вопросы на консультациях
перед экзаменами. Изучить предыдущие контрольные и составить
представление об уровне знаний, который должен быть к моменту экзамена и учить.
Только вот как?
Теперь мы переходим непосредственно к техникам, которые помогают лучше запоминать
– это внутренние аспекты, которые, напомню, работают в полной мере, только если
вы организовали внешние.
Как готовиться к экзамену? Моей излюбленной методикой
было составлять краткие конспекты к вопросам и затем, в последний день-два их
повторить. Из таких конспектов можно было еще сделать шпаргалки с
незапоминающимся материалом и таким образом обеспечить спокойствие — а это
условие хорошей работы мозга:) Во время нынешней подготовки, которая
действительно требует запоминания большого объема материала, я заметила, что
такая подготовка – не самая эффективная. Вся проблема в том, что записываемый
материал перекочевывает из книги в конспект, а в голове не задерживается. Что-то,
конечно, остается, но этого недостаточно для того, чтобы получить «зачет». В
голове остается только то, как это ни прискорбно, что мы поняли и выучили. Как
же сделать этот процесс наименее энергозатратным и наиболее эффективным?
Правило 3 шагов.
Следуйте определенной технике запоминания. Немецкие
исследователи предлагают при первичном ознакомлении с материалом следовать правилу 3 шагов. На первом шаге
выбирается небольшой отрезок текста, основные мысли из которого можно запомнить
сразу. Это может быть один абзац, параграф или страничка – у кого какие
способности. Как только его прочитали, нужно сразу его воспроизвести своими
словами. Это можно делать устно или письменно. Я теперь именно так составляю
конспекты: прочитала отрезок и записала его, не глядя в текст, воспроизвожу
своими «немецкими» словами. Второй шаг – это воспроизвести этот текст еще раз и
тут же проверить, правильно ли вы это сделали (это третий шаг). Что самое
интересное, такая техника не требует больших затрат энергии, так как вы еще
достаточно хорошо помните материал и его воспроизведение не сильно напрягает.
Эта техника позволяет погрузить информацию в оперативную память, но не
долгосрочную. Туда информация помещается путем повторений.
Правильное
повторение. Если вы готовитесь к экзамену за несколько дней, то
будьте уверены, что большая часть информации исчезнет из вашей головы примерно
за такое же количество дней, которые вы потратили на обучение, а то и
быстрей. Именно поэтому важно планомерное запоминание с регулярным повторением.
Есть разные методики такого повторения. Например, способ восьми: повторить
прочитанное через 8 часов, потом через 8 дней и через 8 недель. Большинство
людей забывают 34% информации уже через полчаса через прочтения, а остальное в
течение нескольких дней. Именно поэтому нельзя пропускать правила предыдущего
пункта. Лично я читаю материал, затем записываю его своими словами, перед тем
как закрыть конспект, прочитываю написанное еще раз. Затем на следующий день
перед тем, как приступить к новому материалу, повторяю то, что сделала вчера, а
также один из параграфов, который я учила неделю назад. Эта система работает,
но она достаточно скучна. Что поможет разнообразить повторение и подготовку к
экзамену?
Рассказать своими словами другому человеку. Рассказать
своими словами – это самый эффективный способ запоминания. Особенно, если
рассказывать не сразу и себе, а в течение дня и кому-нибудь другому.
Рассказывать себе и сразу – это для начала, а потом в течение дня – кому-нибудь
другому. Конечно, идеально – рассказывать, к примеру, другому ученику, а не
усталым домашним, пришедшим с работы домой. Можно рассказывать маленькому
ребенку. Вырастет, если не очень умным, то разговорчивым:) В любом случае, если
найдете что-то интересно, что можно рассказать – обязательно отметьте про
себя и расскажите.
Необычные способы запоминания. Студенты придумали
множество способов запоминания: прыгать
на мяче и при этом выкрикивать иностранные слова, которые учишь, напевать текст, который нужно выучить, записать аудио-текст и слушать его
перед экзаменом. Для запоминания списков можно разложить отдельные пункты по всей комнате. Первую – на стул,
вторую – на диван. Еще эффективнее – связать
слова какой-нибудь ассоциацией или картинкой. Можно связывать нужные слова
придуманной историей или придумывать необычные аббревиатуры. Это требует
креативности, но работает очень эффективно.
Комментарии
Отправить комментарий